СанПиН: актуальные требования к школьной мебели и порядку её расстановки
При организации образовательного пространства нужно руководствоваться действующими санитарно-эпидемиологическими требованиям к образовательным организациям. На сегодняшний день имеются утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее – СП 2.4.3648-20). Также к школе имеют отношение гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21).
Мы рассмотрим требования к помещениям и соответственно к мебели в этих помещениях.
Соответствующие нормы санитарных правил предусматривают требования к:
- планировке зданий, строений, сооружений (п. 2.3.1 СП 2.4.3648-20);
- наличию отапливаемых переходов, связывающих несколько зданий (абз. 2 п. 2.3.1 СП 2.4.3648-20);
- содержанию подвальных помещений (абз. 8 п. 2.3.1 СП 2.4.3648-20);
- использованию помещений цокольного этажа (абз. 9 п. 2.3.1 СП 2.4.3648-20);
- размещению учебных помещений для детей младшего школьного возраста (абз. 11 п. 2.3.1 СП 2.4.3648-20);
- минимальному количеству помещений, необходимых для функционирования организации (абз. 12 п. 2.3.1 СП 2.4.3648-20);
- обеспечению водоснабжения и водоотведения (п. 2.6.1 СП 2.4.3648-20);
- размещению туалетных комнат (п. 2.4.11, п. 3.4.10 СП 2.4.3648-20);
- содержанию пола, стен и потолков в порядке (п. 2.5.2-2.5.3 СП 2.4.3648-20);
- остеклению окон (п. 2.8.3, п. 2.7.2 СП 2.4.3648-20);
- естественному и искусственному освещению (п. 2.8.1, 2.8.5, 2.8.9 СП 2.4.3648-20);
- наличию в каждом помещении емкости для сбора мусора (абз. 7 п. 2.11.1 СП 2.4.3648-20);
ВАЖНО! В отличие от утратившего силу СанПиН 2.4.2.2821-10, допускается предусматривать трансформируемые пространства для многофункционального назначения – актовый зал, обеденный зал, рекреации, библиотека, спортивный зал, учебные классы (п. 2.3.2 СП 2.4.3648-20).
Нормативы площадей основных помещений образовательных организаций тоже строго регламентированы – они представлены в таблице №6.1 в СанПиН 1.2.3685-21. К примеру, площадь учебных помещений при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий берется из расчета 3,5 кв. м/чел, помещений, оборудованных индивидуальными рабочими местами с персональным компьютером, – 4,5 кв. м /рабочее место, мастерских трудового обучения, кабинета кулинарии и домоводства – 6 кв. м/рабочее место, туалетов – 0,1 кв. м/чел, комнат гигиены девочек – 3 кв. м. Актовый зал должен быть не менее 0,65 кв. м/посадочное место, а спортивный зал – 10 кв. м/чел с раздевалкой минимальной площадью 14 кв. м. Ширина рекреаций зависит от расположения кабинетов: при их одностороннем расположении – 4 м, при двухстороннем – 6 м.
Отдельный блок правил касается учебной мебели – требования к ней учитывают не только функциональные размеры, которые должны соответствовать росту ребенка (например, учащегося ростом 1300-1450 мм нужно обеспечить столом высотой 580 мм и стулом с высотой сиденья 340 мм, если рост составляет 1450-1600 мм, то стол должен быть высотой 640 мм, а стул – 380 мм, при росте 1600-1750 мм – 700 мм и 420 мм, а при 1750-1850 мм – 760 мм и 460 мм соответственно), но и порядок расстановки ее в классе. Так, расстояние между столами и стенами, а также между рядами столов должно быть не меньше 500 мм, от учебной доски до первого ряда столов – 2400 мм, а до последнего ряда столов – не больше 8600 мм. При этом меньшие по размеру парты должны стоять ближе к доске, а большие – дальше от нее. В учебных помещениях нельзя использовать табуретки и скамейки вместо стульев, а вся вновь приобретаемая мебель должна иметь документы об оценке (подтверждения) соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 025/2012 "О безопасности мебельной продукции" (п. 2.4.3 СП 2.4.3648-20).
Требования к расстановке мебели
|
Показатель
|
Норматив
|
Минимальные разрывы, расстояния, не менее;
|
|
Кровати в спальных помещениях
|
от наружных стен
|
60 см
|
от отопительных приборов
|
20 см
|
ширина прохода между кроватями
|
50 см
|
между изголовьями двух кроватей
|
30 см
|
Мебель в учебном помещении
|
между столами и стенами (светонесущей и противоположной светонесущей)
|
50 см
|
между рядами столов
|
50 см
|
от учебной доски до первого ряда столов
|
240 см
|
Наибольшая удаленность от учебной доски до последнего ряда столов
|
не более 860 см
|
Угол видимости учебной доски
|
до 7 лет; 1-4 классы
|
45°
|
5 - 11 классы, ПОО
|
35°
|
Высота нижнего края учебной доски над полом
|
70-90 м
|
Важно отметить, от площади учебных кабинетов и расстановки в нем мебели напрямую зависит определение допустимого количества обучающихся в классе, а именно должны быть соблюдены нормы площади на одного обучающегося и требования к расстановке мебели в учебных кабинетах. Так, расчет площади учебных кабинетов исходит из того, что на одного обучающегося при фронтальных формах занятий должно приходиться не менее 2,5 кв. м, а при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий – не менее 3,5 кв. м площади, не занятой мебелью для хранения учебников и оборудования. В этот расчет также не включается рабочее место учителя (п. 3.4.14 СП 2.4.3648-20). Увеличивать установленное число парт (столов), а также превышать нормативную вместимость в учебных классах и кабинетах запрещено действующими правилами противопожарного режима (п. 91 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479).
Варианты расстановки парт в учебном кабинете:
Традиционная схема расстановки двухместных парт
Один из наиболее распространенных способов рассадки учащихся на занятиях - рядами. Ряды скомпонованы двухместными партами. Ученики могут работать вместе или индивидуально. Работа в парах конечно же веселее для учащихся, но также позволяет оценить знания каждого ученика. Класс разделен на три ряда двухместных парт, а ряд можно разделить еще на подряд, что позволит одновременно выполнять разные варианты заданий в одном ряду, а также отвечать на разные вопросы.
Традиционная схема расстановки одноместных парт
Классическая схема расстановки одноместных парт рядами. Такое размещение учеников удобно при проведении тестирования или индивидуальной работы. Ученики не могут общаться друг с другом и отвлекаться. Однако, постоянное использование такого размещения может снизить мотивацию учеников, так как у них не будет возможности общаться и обсуждать задания.
П образная схема расстановки парт в классе
П-образное расположение парт или “подкова” способствует дискуссии и дает учителю возможность наблюдать за учениками, а также оказывать им индивидуальную помощь. Однако, такое расположение не подходит для групповой работы, так как она будет практически невозможна.
Схема расстановки парт в классе елочкой
Такое расположение парт в классе служит двум целям: оно позволяет ученикам уделять больше внимания учителю и легко участвовать в обсуждениях. Парты располагаются рядами, которые слегка повернуты к центру класса, что обеспечивает максимальное внимание учеников к учителю. Кроме того, такое расположение парт позволяет ученикам работать вместе, если они сидят в одном ряду.
Кластерная схема расстановки ученических столов в классе
Такую расстановку парт можно использовать, когда нужно организовать рабочие группы по 3, 4 и более учащихся. Они могут выполнять задания вместе или думать над вопросами индивидуально, а затем обсуждать их в группе. Такое расположение парт делает занятия более социальными и помогает ученикам лучше узнать друг друга и завести друзей. Оно может быть полезно в начале учебного года. Если использовать мобильные парты и стулья, то можно легко трансформировать образовательное пространство под любую схему групповой работы прямо во время занятия
Расстановка парт в шахматном порядке
Расстановка парт в шахматном порядке имеет несколько преимуществ. Во-первых, это улучшает внимание учеников, так как им приходится сидеть и работать над заданиями индивидуально. Во-вторых, такая рассадка помогает поддерживать дисциплину в классе, так как ученики не могут отвлекаться на разговоры или другие занятия. В-третьих, шахматная рассадка позволяет учителю легко контролировать работу учеников и оказывать им помощь, если это необходимо. Кроме того, такая расстановка парт создает более комфортную атмосферу для обучения, так как ученики имеют достаточно места для работы и не испытывают дискомфорта из-за тесноты.
Расстановка парт - малая конференция
Если предстоит занятие с небольшой группой учеников, то можно организовать образовательное пространство в формате малой конференции. Такое расположение парт позволит каждому ученику иметь равный голос и чувствовать себя комфортно. Этот формат подходит для внеурочных мероприятий. Также можно использовать его для уроков иностранного языка, позволяя ученикам общаться друг с другом и обсуждать разные темы.
Расстановка школьных парт полукругом
Полукруглая схема расположения парт также является классической и позволяет ученикам легко участвовать в дискуссиях и обсуждениях. Это похоже на формат конференции, когда каждый ученик имеет равный голос.
Заказать консультацию
Заказать консультацию
Оставьте Ваши контактные данные и мы свяжемся с Вами в ближайшее время